Хорошая статья) Красота и гордость. Шри Шри Рави Шанкар. Одно — это смирение, а другое — гордость. Они совершенно противоположны по своей природе. Смирение подобно виноградной лозе, ползучему растению. Гордость — как сосна, рождественская ель. Гордость так же важна, как и смирение. Они так различны по своей природе, но они очень дополняют друг друга. Гордость — это часть, это аспект красоты. Нельзя отделить красоту от гордости. Они неразделимы. Что такое гордость? Гордость — это просто осознание силы. Не так ли? Это великолепная сторона. Она символизирует совершенство чего-либо. Тот, кто чувствует себя несовершенным, не может испытывать гордость, не может гордиться. Гордость приносит прочность, устойчивость в жизнь. Иначе вы были бы слабыми. На санскрите есть поговорка: "Слишком большое смирение — признак хитрости". Люди, составляющие честолюбивые заговоры, будут вести себя и действовать очень смиренно, выказывать излишнее смирение, вести себя очень претенциозно. Понимаете? Мы осуждаем гордость, хотя гордость сопровождает красоту, счастье. Нам известен лишь один вид гордости — гордость от сравнения себя с кем-то. Мы не чувствуем себя гордыми просто так, но всегда гордимся, потому что: "Я лучше, чем тот и этот. У меня есть то, чего нет у других". Это, в действительности, не гордость. Гордость показывает совершенство чего-либо. Это красота. Видели ли вы красоту в гордости? Вы видели маленьких детей, когда они выглядят очень гордыми? Они идут, выставив грудь вперёд. Смирение — это прекрасно, но гордость даже более прекрасна. Я говорю вам, что они могут существовать вместе, как пальма и листья. Пальма очень прямая, но её листья свисают в разные стороны. Природа воды — бежать вниз, а природа огня — подниматься вверх. Они противоположны, но они сосуществуют. Если бы в воде совсем не было тепла, то вода превратилась бы в лёд, она бы не оставалась водой, она бы даже не текла. Тепло в воде позволяет ей оставаться жидкой. А если тепла немного больше, то вода испарится, станет паром. Гордость без всякой причины, без каких-либо доказательств или оправданий — это красота. Так как она показывает завершенность, полноту, исполнение существования. Это ваше внутреннее состояние, это состояние всего вашего существа. Когда всё ваше существо испытывает гордость, вы ощущаете и наблюдаете эту красоту, силу и устойчивость. Это гордость. Очень редко кто-либо действительно наблюдал и понимал, что такое гордость. Мы гордимся тем или этим, но мы связываем свою гордость с нашими незначительными талантами, образованием, национальностью. "Я тот и этот — я канадец, я американец, я индус или индуист, мусульманин, христианин". Взгляните на общество, в каждом уголке вы найдёте такую гордость. Везде. Но она связана с ограниченной мотивацией, а такая мотивация всегда распадается, именно тогда гордость превращается в зависть, жадное соревнование и всё такое. Разве это не так? Но мы осудили гордость, мы считаем её отрицательным качеством. "Мы не должны гордиться". Да, вы не должны гордиться чем-либо, но вы можете быть просто гордыми. Это — гордость, которая поддерживает счастье, энтузиазм, творчество в мире. И я говорю вам, что это не противоречит смирению. Мы знаем, что любой человек, если он очень смиренный или ведёт себя очень смиренно, может гордиться даже своим смирением: "Я самый смиренный человек во всём мире". Поэтому вы не можете на самом деле разделить гордость и смирение. Даже в смирении вы обнаружите гордость. Само это осознание расцветает как красота. Посмотрите, когда вы гордитесь, вы уверены в себе, и вы избегаете любых соблазнов, любых желаний или каких-либо привязанностей. Гордость не терпит желаний, по крайней мере, в этот момент. Желание — это несовершенство, это желание большего. Гордость — это полное совершенство и ощущение, что у вас есть всё. Желание означает, что вы чего-то хотите, что вам чего-то недостаёт. Не так ли? Иисус сказал: "Я — Сын Божий". А люди спросили: "Как ты это докажешь?" Ему не нужно было доказывать, он просто улыбался. Кто-то попросил Будду: "Докажи мне, что ты просветлённый". Но Будда не собирался доказывать это. Приводить доказательства и убеждать — это признак слабости, неуверенности. Будду спросили: "Ты просветлённый?" Он просто улыбался. "Докажи мне". Он просто снова улыбнулся. Вот почему, когда Иисуса спросили: "Ты действительно Сын Божий? Докажи", — Иисус хранил молчание. Зачем доказывать? У кого-то чувствительный нос, и они будут ясно ощущать запах розы. Если нос заложен, что вы можете сделать? Вы можете держать розу прямо у них под носом, но всё равно они не почувствуют её запаха. Их нос заложен. Тот, у кого есть уши, может слышать, когда играет музыка. Но что вы можете поделать, если они глухие? Вы можете направить громкоговоритель и граммофон прямо им в уши, надеть им наушники, но ничто не поможет. Тот, кто слеп, не сможет ничего увидеть среди бела дня. Два светильника горят или один— несущественно. Если унести оба светильника, это тоже ничего не  даст. Потому что они не могут их видеть. Гордость, которая не связана с убеждением, — это чистая  гордость. Гордость без сравнения нас с другими, которая не  нуждается в доказательствах, – это настоящая гордость. Она не выставляется напоказ. Вы знаете, кто демонстрирует свою гордость? Тот, кто чувствует множество комплексов неполноценности, кто не ощущает, кем он является на самом деле. Поэтому он показывает, что он очень гордый. Фактически, эти люди не гордые. Настоящая гордость возникает тут и там, но не везде. Она возникает с огромной волной красоты. Вот описание Божественной матери, данное Ади Шанкарой. Он говорит, что Божественная мать идёт с высоко поднятой грудью, расправленными плечами. Она высоко поднимает свою грудь с такой гордостью, как слон, с бесстрашием, чувством совершенства, царственности. И, вместе с тем, с состраданием. Говорят, что мать такая гордая. Смирение, сострадание, любовь и забота символизируют женские качества, особенно в матери. А что сочетается с гордостью, так это красота. Все родители гордятся своими детьми. Верно? Они могут найти любые причины, чтобы гордиться ими. Большинство, если не все. Потому что они чувствуют в них какое-то совершенство, полноту. Каждый влюблённый гордится своим возлюбленным, чувствует в нём совершенство. Каждый слуга гордится своим хозяином, потому что чувствует совершенство. Преданный гордится своей преданностью, потому что чувствует совершенство в ней. Именно этот пыл, эта проекция делает поток жизни таким живым. Посмотрите, даже для того, чтобы виноградная лоза выжила, ей необходим столб, ей нужно дерево. Чтобы вода текла вниз, ей нужна высота, скала. Вопрос: Если Божественная любовь — наша истинная природа, то почему её так трудно выразить? Ответ: Если Божественная любовь — это наша истинная природа, то, что же так трудно выразить? Вот о чём я вас спрашиваю! Это сама ваша природа, поэтому нет необходимости прилагать усилия. Просто проснитесь и посмотрите. Любовь — это основа всего. Даже если вы сердитесь, вы сердитесь, потому что любите. За вашим гневом, завистью, ненавистью, за тем, что вы считаете отрицательным — за всем этим стоит любовь. Понимаете? Как осенью, все дороги покрыты листьями. Трава, газоны покрыты опавшими листьями. Вы сгребаете их граблями. Берёте грабли и очищаете газоны. А под листьями газон. Он уже есть там. Вот почему эти негативные эмоции называются ложными. Ложные — значит изменяющиеся. Вы не можете сердиться постоянно. Вы доходите до вершины гнева, и он спадает. Сделайте так, чтобы он спадал быстро, пусть падение будет крутым. Тогда вы сможете по-настоящему разозлиться, а затем тут же остыть. Это хорошо. Откуда у вас такие концепции, что вы никогда в жизни не должны злиться? Кто вам это сказал? Злитесь! Только вообразите жизнь, где каждый только и делает, что улыбается как стюардесса, это было бы такое скучное место. Там не происходило бы ничего интересного. Нет эмоций, нет волнений, нет мыльных опер, нет драм. Всё смешное происходит потому, что кто-то сердится. Поэтому радуйтесь гневу, но не жуйте его как жевательную резинку всё время. Это только вызовет боль в челюстях. Ничего не выйдет от жевания резинки. Вы можете сердиться. Сердитесь! Не сопротивляйтесь гневу. Но немедленно возвращайтесь и забудьте всё это. Пранаяма и медитация относятся непосредственно к самой жизни, это — цель жизни. Никаких желаний не появляется. Посмотрите, чем больше вы хотите совершенства, тем больше вы злитесь. Вся ваша злость из-за вашего желания совершенства, а это совершенство всего лишь ваша собственная идея относительно того, какими вещи должны быть. Почему все вещи должны быть такими, как вы думаете? Они могут быть любыми. Позвольте им это. Ну и что? А посмотрите, то, из-за чего вы злитесь, это так важно? Вы злитесь из-за каких-то пустяков, которые ничего не стоят, ничего не значат. Каждое событие мимолётно, пробегает и оставляет вас. Вы не можете на самом деле держаться ни за одно событие, каким бы совершенным или несовершенным, приятным или неприятным оно ни было. Мы не контролируем наш собственный ум, но мы хотим контролировать ум других людей, слова других людей, мысли других людей, поведение других людей. Разве это не смешно? Посмотрите, вы не хотите расстраиваться, но вы расстраиваетесь. Не так ли? Когда вы не можете контролировать то, что так близко к вам, то, чем вы являетесь, как вы можете даже думать, что другие не должны расстраиваться?

Теги других блогов: красота гордость смирение